– Niki, please, ask your mom whether I can use some swear words? (Ники, спроси, пожалуйста, у своей мамы, можно ли употребить пару непечатных слов?) – молодой шотландец Пол казался хозяином застолья. Обеспечивая всех напитками, он явно сочинял праздничный тост.
Мы зашли в Украинский культурный клуб в Лондоне вечером 24 августа, в День независимости и через полгода после начала войны. В зале было людно, шумно и красочно. Гости в самых разных вышиванках смешались с организаторами митинга и праздника, недавно закончившихся на Даунинг стрит. Пришли танцоры в красных шароварах и разноцветных лентах, и местные завсегдатаи клуба вынуждены были потесниться, освобождая как можно больше места. Никита устал во время митинга, и у меня был сложный день, поэтому мы хотели только забрать старый пылесос, оставленный нам вместе с другой полезной утварью чудесной русской семьей, которая после двадцати лет жизни в Лондоне вернулась в Россию. Ох, знали бы они, где их пылесос провел два дня…
Однако это Украина! Нас тут же усадили за стол, снабдили варениками и тарелочкой с «ryba pod odeyaloм», как называют американцы селедку под шубой. Так мы оказались за одним столом с Полом. Тут еще был полный и громогласный ирландец, настойчиво рассказывавший обо всех своих знакомых, когда-либо бывавших в Москве. Экзальтированный студент-бухгалтер, киевлянин австро-венгерского происхождения, донимал Никиту неуместными шуточками, пока я обсуждала ядерную энергетику с японцем Южи родом из окрестностей Фукусимы. Когда началась война, он почему-то учил русский язык в Киеве.
Только Пол уже было начал поднимать бокалы, как к нашему столу присоединилась вновь прибывшая группа украинской молодежи. И все повторилось: ирландец срочно принялся заполнять пробелы у новичков, бухгалтер Артур (Антон, Артем или Арамис?) прицепился к их шарикам, еда, знакомства, приветствия, рукопожатия…
Наконец Пол решительно встал:
– Путин – хулио! – выдал он свой тост на русском языке, и руки с бокалами инстинктивно потянулись к центру стола.
– Stop, stop, stop! Julio is likely a good guy! При чем тут Хулио? – весело возмутилась молодая женщина в венке из подсолнухов и с накинутым на плечи украинским флагом.
– Вот именно! – сказал кто-то: – Julio Iglesias хорошо поет!
– Пол, скажи «Й»! – начала шутливый урок украинка. – Кроме того, в этом слове вообще нет буквы «И». Ну, давай, попробуй, – напирала она на смутившегося Пола.
– Путин – ХУЙЛО! – с японской точностью подменил британца Южи.
– Слава Украине! А то все вас русскому надо учить! – обрадовались за столом и наконец чокнулись.